Как мы НЕ подделывали картины и НЕ рассказали об этом на ТВ

Вот небольшая история про подделку картин. Фамилии изменены, названия телеканалов умолчу.

В 2006 году раздался странный звонок. Крупный федеральный телеканал в лице какого-то продюсера известной телепередачи попросил меня (руководителя мастерских) проконсультировать их по поводу подделки картин. Я, честно говоря, смутился: причем тут мы – реставраторы картин и икон; как можно комментировать то, что весьма эфемерно; вопрос вообще не к нам, а к криминалистам; как искусствовед я могу пояснить некоторые технические и искусствоведческие нюансы, но это не моя специализация… В общем вопросы, которые задавал мне продюсер программы смутили. Ответы я знал, но как он это свяжет с темой…



Оказалось, они хотят снять репортаж о подделке картин. И я там буду нет, не реставратором или экспертом, а подставным главным злодеем, доктором Зло, который рассказывает о своих «Злодеяниях»…

После второго-третьего звонка все стало на свои места. Как оказалось, телеканал хотел за деньги (я подчеркиваю – за вполне реальные и неплохие суммы, то есть гонорар) снять меня или иного сотрудника мастерских «Антик Нуво» с изменением голоса и размытым лицом. Суть такой съемки – рассказ про то, как я подделываю картины. То есть ложь.

План съемок был вполне грамотный (я по одному из образований журналист и эти вопросы мне также понятны). Съемки в мастерской, съемки в магазинах. Я должен был купить средненькую картину европейского автора (бюджет по каждому пункту был точный, тут, например, 250-500 долларов), при камере дорисовать некоторые элементы и подделать подпись какого-нибудь известного живописца. Общая сумма «гонорара» превышала две месячных зарплаты хорошего реставратора станковой живописи. Все это с моими комментариями снимается на видео. В качестве краткого дополнения скажу, что в плане съемок были так же процессы старения холста и красочного слоя и прочие мелочи. Простая причина, по которой им нужен был профессионал-реставратор, это то, что он владеет как живописью так и реставрационными технологиями. Второстепенная, но более важная для продюсера, была «связанность со средой», реставратор владеет терминологией и сможет грамотно описать что и как делается (терминология и умение грамотно и лаконично ее  использовать всегда подкупает зрителя, создается впечатление «надежного» источника).

В плане съемок также были такие красивые кадры как рука художника с кистью и палитрой, микроскопы, лупы и прочая атрибутика реставраторов (у подельщиков и экспертов аналогичная техника). В обозначенной теме беседы были разговоры о том как насыщен рынок подделками, о том как это просто и тд.

Я, конечно, отказался. И вполне было очевидно, что кто-то согласится. Но это не моя проблема. Министерство Правды должно отрабатывать свои деньги.

Прошло полгода-год. Опять звонок. Я думал, что повторно уговаривают. Ан нет, – оказалось это другой продюсер и другой телеканал.

Потом еще один звонок. Всего их было три или четыре.

Вот собственно и все. Передачи эти вышли. Я видел две. Наверное, их больше.
Не утверждаю что это эти самые господа, но была, например, передача «Честный детектив» серия под названием «Анти-антиквариат» телеканала РТР (дата выхода передачи насколько я знаю 2008-2009 года). Вот тут она лежит ВСекте (ВКонтакте). В этом фильме разговор про подделки касается не только картин, но и икон, мебели, фарфора.

Мы планируем пересмотреть фильм в ближайшие недели и написать о тех грубых ошибках, которые резали нам слух. Для затравки скажу, что основа фильма – гипотеза о том, что 80% антиквариата подделки – полная ерунда.

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.