Про подделку антиквариата
Как мы писали ранее в истории про подделку антиквариата, мы намерены пробежаться по сомнительным и откровенно некорректным высказываниям из фильма «Анти-Антиквариат. Честный детектив» Фильм этот можно найти только ВКонтакте. Вот тут vkontakte.ru/video492590_11308704
Фильм получил широкое распространение, тем хуже, так как он мягко говоря неточен.
(картинка для привлечения внимания)
Мы не знаем, кто консультировал журналистов, но ошибок очень много. Постараемся кратко и по пунктам.
1. «Подделки занимают 80% антикварного рынка»
Не соответствует действительности. На самом деле подделка «оправдана» только в том случае, когда затраты на изготовление подделки и рыночная стоимость оригинала соотносятся как один к 50 и выше, иногда 1 ко многим тысячам. Например, подделка картины крупного художника (предположим второго порядка), картины которого на рынке стоят 200-300 тысяч долларов «имеет смысл», так как себестоимость изготовления подделки не дороже 2-10 тысяч и соотношение получается (в среднем) 1:50, а то и вовсе 1:150. Какой смысл подделывать бюро в стиле ампир, если рыночная цена (берем высший уровень ампира) около 20-50 тысяч долларов, а в производстве превышает 10? И последнее, антикварный рынок в основном состоит из средненьких предметов (если не верите, посмотрите что продается в антикварных магазинах, что является основным наполнением обычных аукционов), наполнить его подделками не то что на 80, даже на 20% невозможно.
2. «В начале 1990-го годов Западная Европа охотно поглотила огромное количество шедевров русского искусства.»
Да, это правда. Но самый большой объем вывоза русского искусства пришелся на советское время: ни бандиты, ни таможенники даже не понимали, что именно вывозят советские граждане. Нет источника, достойного для ссылки. Эти выводы я сделал на основе разговоров с коллекционерами, которые занимались русским искусством в 1970-1980-х годах.
3. В фильме описан и даже воссоздан в 3D способ подделки икон.
Подделать иконы с достойной датировкой невозможно. Можно обмануть наивного покупателя, можно даже обхитрить не сильно сведущего в тонкостях русской иконы коллекционера. Но для профессионального искусствоведа или реставратора икон увидеть реальную датировку иконы редко представляется сложной задачей. Можно застарить икону начала XX века чтобы добавить к датировке 50-70 лет, но не более того. Можно застарить современную икону (при условии что она написана и создана так как делали в старину) и сымитировать, скажем, XVI век, но поверьте это очень очень сложно. Показанный в фильме способ иллюстрирует лишь часть процесса подделки. А самая сложная часть не описана: то как написать икону в соответствии с канонами иконописи, как подготовить доску из соответствующей древисины, вырезать ковчег, грамотно положить паволоку и левкас (только подготовка доски под письмо занимает многие недели, при уже готовых материалах и тд).
В общем подделка икон, которую кстати практиковали веками старообрядцы, задача чрезвычайно трудоемкая. Способ изготовления фальшивки, показанный в фильме, верен, но демонстрирует лишь малую часть процесса. Он в принципе не может дать результат «иконы XVIII века».
4. «Вообще во всем мире бизнес антикварный он не легален.»
Полнейшая чушь. Мировой рынок антиквариата четко регулируется международными и местными законами. Мало того, во многих странах отношение к вывозу ценностей (самая сложная часть этих законов) регулируется весьма изящно, например, в Великобритании. Там существует система обратного выкупа: если предмет искусства представляет ценность для страны, то государство может обязать продать в пользу музея предмет по аукционной цене. Если специальный фонд в определенные сроки сможет собрать сумму.
5. Ошибочна огульная формулировка «Тащат все, что можно продать за границей».
На любом рынке как ни крути работают рыночные законы (и не важно легальный рынок или нет). Иконы вывозили контрабандой активно в 1970-1980-х года, на рубеже 80-90-х вывозили особенно много. Но вывозили только те предметы, которые дороже стоили на Западе. Спрос рождает предложение. Простые рыночные законы никто не отменял. Если в одном регионе что-то стоит дороже, чем в другом, то туда начинается импорт этого товара. Например, в России мало осталось мебели среднего формата с датировкой XVIII-начало XIX вв., и западные предметы активно ввозились в первой половине 1990-х (там было немало подделок среднего уровня, которые мало-мальски продвинутые коллекционеры «раскусывали»). После 1995 года контрабанда пошла на спад, так как разница в ценах на иконы стала незначительна. Мало того был и обратный путь – когда наблюдались всплески рыночных цен в РФ, иконы привозили из-за границы.
6. «Честных антикваров мало».
Полная ерунда. В России этот рынок до сих пор не регулируется законодательством в достаточном объеме. Регулируется, но не полно. Также в России невнятные законы по ввозу и вывозу антиквариата, по вопросам атрибутики и оценки законодательство и вовсе дикое. ИМХО надо начинать с законодательной базы, а уже потом решать остальные вопросы.
7. «Предложение хороших настоящих старых вещей на рынке все же ограничено. Какая-то волна подделок, переделок, фальшивок заполняет нишу».
Чистейшая правда. Но ниша эта никак не похожа на 80% как было сказано в начале фильма. Тут опять же работают рыночные законы. В середине 00-х в моду вошли крупные резные предметы из дуба, эклектика начала XX века. Рынок пошел вверх, предметы, которые в 90-х стояли 1-5 тысяч долларов, подорожали почти на порядок. Наверное, встречались и подделки. Но такого рода предметы ДПИ легче и проще было ввозить из Голландии, где их масса и стоимость на удивление не высока. Чем и занимались предприимчивые антиквары.
8. Утверждение про то что сделка в основном проходят тайно – для России правда.
Но не правило. Хочу обратить внимание на другой момент: на причинно-следственную связь. Почему сделки идут скрытно? Ответ прост: государство все равно не защити ни покупателя, ни продавца…
А теперь еще пара моментов вообще не упомянутых в фильме. Это странно, так как моменты эти чертовски важны для антиварного рынка.
Провенанс. Это то, что гарантирует подлинность при продаже. Это документ, описывающий кому принадлежал предмет ранее. Часто в таком документе есть информация с момента появления предмета. Это абсолютная защита при покупке. Чем полнее провенанс, тем выше рыночная цена. В России с провенансом все плохо. По понятным причинам.
Емкость российского антикварного рынка мала. При этом уже почти 2 десятилетия мы наблюдаем процесс постоянного роста русского рынка (антикварного рынка в сегменте русского искусства). Страна пережила многократные революции, войны и переделы собственности. Говорить о провенансе неуместно. Но дела плохи так же и с объемом рынка. Пройдитесь по квартирам жителей Парижа или Кельна. А потом по местным антикварным магазинам разного рынка. Сравните с ситуацией в России. Разница разительна.
Резюме. Антикварный рынок России требует законодательной защиты, требует бережного отношения так как стране он просто необходим. Многие из нас совершенно забыли тот факт, что зачастую, а иногда прежде всего – частные коллекционеры и антиквары спасали наши культурные ценности. Именно коллекционеры создали наиболее интересные коллекции искусства, которые мы в наше время видим преимущественно в музеях.
Об этом нельзя забывать.
Выводы делайте сами. Буду рад, если у вас есть вопросы или комментарии.